Posted 6 июля 2018,, 11:54

Published 6 июля 2018,, 11:54

Modified 11 ноября 2022,, 20:18

Updated 11 ноября 2022,, 20:18

Департамент здравоохранения ответил на острые вопросы о тюменских поликлиниках

6 июля 2018, 11:54
Почему в Тюмени невозможно напрямую записаться к неврологу и ЛОРу? Как долго тюменцам приходится ждать очереди на КТ и МРТ? Можно ли сдать все необходимые анализы за счет фонда медстрахования, не тратя денег на услуги коммерческих клиник? На эти и другие вопросы ответил начальник управления лицензирования, лекарственного обеспечения и информатизации департамента здравоохранения Тюменской области Алексей Немков.

Как рассказал сотрудник ведомства изданию NashGorod.ru, организационные алгоритмы государственной медпомощи претерпели за последние годы ряд существенных изменений. Попытка пациентов мыслить старыми категориями нередко приводит к недоразумениям и жалобам. В то же время Алексей Немков отметил, что недостатки есть и со стороны медицинских учреждений.

К неврологу и ЛОРу — только через терапевта

Значительная доля нареканий пациентов в адрес поликлиник связана с невозможностью записаться на прием к узкому специалисту. Только за первую половину 2018 года с жалобой на такую проблему в адрес портала NashGorod.ru обратилось более 10 жителей города. В департаменте здравоохранения тем временем объяснили, что такие сетования связаны с непониманием принципов работы медицинской системы.

По словам Алексея Немкова, в России и странах СНГ длительное время действовал подход, когда пациент мог самостоятельно выбрать профильного врача. В случае болей в животе люди обращались к гастроэнтерологу, при дискомфорте в грудной клетке — к кардиологу, при болях в мышцах — к хирургу... Это вызывало ажиотаж в очередях к узкопрофильным специалистам.

«Мы пытались действовать экстенсивно. Не хватало одного врача — нанимали второго, а затем третьего и четвертого. Итогом стала ситуация, когда в одной из поликлиник работало восемь неврологов, а доступность помощи все равно не обеспечивалась. Тогда мы решили проанализировать работу специалистов и выяснили, что 70% приемов были бессмысленными для пациента», — рассказал руководитель.

«Больные приходили, не имея при себе данных обследований. Неврологам в итоге приходилось направлять пациентов на анализы, а не заниматься непосредственной работой — постановкой диагнозов и лечением. Зачастую заболевание вообще имело не неврологическую, а, например, кардиологическую природу — приходилось подключать врачей других специализаций», — пояснил он.

Как пояснили в департаменте, для того, чтобы разорвать «порочный круг», было принято решение изменить систему маршрутизации — в порядке эксперимента исключить возможность прямой записи пациентов, не состоящих в регистрах хронических больных, к неврологу, ЛОРу, кардиологу и эндокринологу. Запись к ним теперь возможна через участкового терапевта.

«Пилотный проект мы считаем успешным. Аврала у участковых терапевтов не произошло — объем их работы увеличился лишь незначительно. Парадокса в этом нет — в период, когда пациент мог записаться к узкому специалисту самостоятельно, тем же неврологам приходилось «возвращать» пациентов к терапевтам для проведения обследований и исключения терапевтических заболеваний. Коллапса, которого мы опасались, не произошло.

Придется ли ждать обследований по полгода?

Говоря о предельных сроках ожидания медицинской помощи, Алексей Немков напомнил, что, согласно действующим нормативным актам, срок, в течение которого пациента должен принять терапевт или педиатр, не превышает одних суток. Максимальный период ожидания приема узкопрофильного специалиста — две недели. Дольше всего приходится ждать высокотехнологичных обследований — очередь на компьютерную или магнитно-резонансную томографию может длиться до месяца.

При этом руководитель подчеркнул, что потоки пациентов делятся на неотложные и плановые. «Если у человека возникло внезапное расстройство здоровья, то помощь будет оказана в день обращения в порядке живой очереди. В поликлиниках есть отдельные кабинеты для этих целей, где ведут прием фельдшеры. Будет проведен осмотр, человеку откроют больничный, назначат лечение на первые дни, запишут к терапевту. В случае необходимости медработник сможет обеспечить экстренную помощь, назначить срочные исследования», — пояснил он.

Алексей Немков также добавил, что в департаменте здравоохранения намеренно отказались от привлечения врачей к работе в кабинетах неотложной помощи, заменив их фельдшерами, так как это приводило к злоупотреблениям со стороны пациентов. Как пояснил руководитель, многие рассуждали потребительски: «Зачем мне записываться к этому доктору, если я к нему всегда хожу? Я не буду к нему записываться. Я приду по «неотложке» и точно так же получу помощь».

Анализы могут быть бесплатными для пациента

Начальник управления лицензирования, лекарственного обеспечения и информатизации департамента здравоохранения также прокомментировал еще один «классический» повод для пациентских жалоб — невозможность сдать анализы за счет фонда обязательного медицинского страхования. «На сегодняшний день у нас в области действует централизованная клинико-диагностическая лаборатория — очень мощная и очень современная. Она работает в штатном режиме. Таких исследований, которые невозможно выполнить на наших собственных мощностях, попросту не существует», — заверил Алексей Немков.

По словам руководителя, случаи, когда участковый терапевт направляет пациента в одну из частных клиник — это скорее редкое исключение, нежели общая практика. «До запуска лаборатории порой бывали ситуации, в которых мы не могли опираться на результаты исследований. Когда пациенты из сельских территорий часто ездили в Тюмень, чтобы сделать какие-то исследования, бывало, они сдавали все в платных медцентрах. Сегодня такие случаи единичны», — прокомментировал он.

Вместе с тем представитель департамента здравоохранения пояснил, что получить направление на анализы за счет фонда медстрахования может лишь пациент, изначально обратившийся к врачу по линии ФОМС. Назначение бесплатных анализов клиентам коммерческих клиник не практикуется.

Врачи будут бороться с «только спросить»

Алексей Немков также констатировал, что Тюмень стала одним из лидирующих регионов по числу реализованных проектов в области «цифрового» здравоохранения. По состоянию на 2018 год все поликлиники перешли на ведение врачебной документации в электронном виде. Кроме того, больше половины пациентов региона сегодня записываются на приём, минуя регистратуру — с помощью электронных сервисов.

«Если смотреть статистику в масштабах региона, то по-старинке через регистратуру к врачу обращаются около 40% граждан. По городу доля таких пациентов достигает 70%. Городское население активнее пользуется современными средствами», — пояснил руководитель.

Обсуждая современные технологии в департаменте, по словам Алексея Немкова, не ограничиваются вопросами документооборота — особое значение приобретает телемедицина. К примеру, уже сейчас фельдшеры сельских ФАПов могут передавать кардиограммы обратившихся больных опытным кардиологам для расшифровки и предварительной постановки диагнозов. Число используемых в регионе аппаратов ЭКГ с таким функционалом в ближайшее время будет расти.

Также медики надеются, что внедрение современных технологий позволит решить проблему дезорганизации в очередях в медицинские кабинеты — прием недобросовестных посетителей, врывающихся в кабинет под предлогом «только спросить» в перспективе станет невозможным. Одним из способов решения этой проблемы в руководстве ведомства видят отслеживание обращений с компьютеров врачей к документам пациентов, попавших в кабинет минуя запись.

"