Posted 6 июля 2018,, 11:54
Published 6 июля 2018,, 11:54
Modified 11 ноября 2022,, 20:18
Updated 11 ноября 2022,, 20:18
Как рассказал сотрудник ведомства изданию NashGorod.ru, организационные алгоритмы государственной медпомощи претерпели за последние годы ряд существенных изменений. Попытка пациентов мыслить старыми категориями нередко приводит к недоразумениям и жалобам. В то же время Алексей Немков отметил, что недостатки есть и со стороны медицинских учреждений.
К неврологу и ЛОРу — только через терапевта
Значительная доля нареканий пациентов в адрес поликлиник связана с невозможностью записаться на прием к узкому специалисту. Только за первую половину 2018 года с жалобой на такую проблему в адрес портала NashGorod.ru обратилось более 10 жителей города. В департаменте здравоохранения тем временем объяснили, что такие сетования связаны с непониманием принципов работы медицинской системы.
По словам Алексея Немкова, в России и странах СНГ длительное время действовал подход, когда пациент мог самостоятельно выбрать профильного врача. В случае болей в животе люди обращались к гастроэнтерологу, при дискомфорте в грудной клетке — к кардиологу, при болях в мышцах — к хирургу... Это вызывало ажиотаж в очередях к узкопрофильным специалистам.
«Мы пытались действовать экстенсивно. Не хватало одного врача — нанимали второго, а затем третьего и четвертого. Итогом стала ситуация, когда в одной из поликлиник работало восемь неврологов, а доступность помощи все равно не обеспечивалась. Тогда мы решили проанализировать работу специалистов и выяснили, что 70% приемов были бессмысленными для пациента», — рассказал руководитель.
«Больные приходили, не имея при себе данных обследований. Неврологам в итоге приходилось направлять пациентов на анализы, а не заниматься непосредственной работой — постановкой диагнозов и лечением. Зачастую заболевание вообще имело не неврологическую, а, например, кардиологическую природу — приходилось подключать врачей других специализаций», — пояснил он.
Как пояснили в департаменте, для того, чтобы разорвать «порочный круг», было принято решение изменить систему маршрутизации — в порядке эксперимента исключить возможность прямой записи пациентов, не состоящих в регистрах хронических больных, к неврологу, ЛОРу, кардиологу и эндокринологу. Запись к ним теперь возможна через участкового терапевта.
«Пилотный проект мы считаем успешным. Аврала у участковых терапевтов не произошло — объем их работы увеличился лишь незначительно. Парадокса в этом нет — в период, когда пациент мог записаться к узкому специалисту самостоятельно, тем же неврологам приходилось «возвращать» пациентов к терапевтам для проведения обследований и исключения терапевтических заболеваний. Коллапса, которого мы опасались, не произошло.
Придется ли ждать обследований по полгода?
Говоря о предельных сроках ожидания медицинской помощи, Алексей Немков напомнил, что, согласно действующим нормативным актам, срок, в течение которого пациента должен принять терапевт или педиатр, не превышает одних суток. Максимальный период ожидания приема узкопрофильного специалиста — две недели. Дольше всего приходится ждать высокотехнологичных обследований — очередь на компьютерную или магнитно-резонансную томографию может длиться до месяца.
При этом руководитель подчеркнул, что потоки пациентов делятся на неотложные и плановые. «Если у человека возникло внезапное расстройство здоровья, то помощь будет оказана в день обращения в порядке живой очереди. В поликлиниках есть отдельные кабинеты для этих целей, где ведут прием фельдшеры. Будет проведен осмотр, человеку откроют больничный, назначат лечение на первые дни, запишут к терапевту. В случае необходимости медработник сможет обеспечить экстренную помощь, назначить срочные исследования», — пояснил он.
Алексей Немков также добавил, что в департаменте здравоохранения намеренно отказались от привлечения врачей к работе в кабинетах неотложной помощи, заменив их фельдшерами, так как это приводило к злоупотреблениям со стороны пациентов. Как пояснил руководитель, многие рассуждали потребительски: «Зачем мне записываться к этому доктору, если я к нему всегда хожу? Я не буду к нему записываться. Я приду по «неотложке» и точно так же получу помощь».
Анализы могут быть бесплатными для пациента
Начальник управления лицензирования, лекарственного обеспечения и информатизации департамента здравоохранения также прокомментировал еще один «классический» повод для пациентских жалоб — невозможность сдать анализы за счет фонда обязательного медицинского страхования. «На сегодняшний день у нас в области действует централизованная клинико-диагностическая лаборатория — очень мощная и очень современная. Она работает в штатном режиме. Таких исследований, которые невозможно выполнить на наших собственных мощностях, попросту не существует», — заверил Алексей Немков.
По словам руководителя, случаи, когда участковый терапевт направляет пациента в одну из частных клиник — это скорее редкое исключение, нежели общая практика. «До запуска лаборатории порой бывали ситуации, в которых мы не могли опираться на результаты исследований. Когда пациенты из сельских территорий часто ездили в Тюмень, чтобы сделать какие-то исследования, бывало, они сдавали все в платных медцентрах. Сегодня такие случаи единичны», — прокомментировал он.
Вместе с тем представитель департамента здравоохранения пояснил, что получить направление на анализы за счет фонда медстрахования может лишь пациент, изначально обратившийся к врачу по линии ФОМС. Назначение бесплатных анализов клиентам коммерческих клиник не практикуется.
Врачи будут бороться с «только спросить»
Алексей Немков также констатировал, что Тюмень стала одним из лидирующих регионов по числу реализованных проектов в области «цифрового» здравоохранения. По состоянию на 2018 год все поликлиники перешли на ведение врачебной документации в электронном виде. Кроме того, больше половины пациентов региона сегодня записываются на приём, минуя регистратуру — с помощью электронных сервисов.
«Если смотреть статистику в масштабах региона, то по-старинке через регистратуру к врачу обращаются около 40% граждан. По городу доля таких пациентов достигает 70%. Городское население активнее пользуется современными средствами», — пояснил руководитель.
Обсуждая современные технологии в департаменте, по словам Алексея Немкова, не ограничиваются вопросами документооборота — особое значение приобретает телемедицина. К примеру, уже сейчас фельдшеры сельских ФАПов могут передавать кардиограммы обратившихся больных опытным кардиологам для расшифровки и предварительной постановки диагнозов. Число используемых в регионе аппаратов ЭКГ с таким функционалом в ближайшее время будет расти.
Также медики надеются, что внедрение современных технологий позволит решить проблему дезорганизации в очередях в медицинские кабинеты — прием недобросовестных посетителей, врывающихся в кабинет под предлогом «только спросить» в перспективе станет невозможным. Одним из способов решения этой проблемы в руководстве ведомства видят отслеживание обращений с компьютеров врачей к документам пациентов, попавших в кабинет минуя запись.