Posted 13 декабря 2013,, 05:23

Published 13 декабря 2013,, 05:23

Modified 11 ноября 2022,, 19:10

Updated 11 ноября 2022,, 19:10

Владимир Сысоев: «Нужна новая индустриализация Западной Сибири»

13 декабря 2013, 05:23
Не утихают разговоры о прогнозах на будущий финансовый год. Известно, что Тюменская область потеряет почти треть доходов — налог на добычу полезных ископаемых передается в федеральный бюджет. Потери понесут бюджеты всех субъектов, входящих в так называемую «тюменскую матрешку». О видах на бюджет будущего года рассказал заместитель председателя Тюменской областной Думы, руководитель фракции ЛДПР Владимир Сысоев.

У нас перспективы со знаком минус?

— Проект Тюменского областного бюджета на 2014 год формировался в сложнейших условиях. Ни для кого не секрет, что особенно сложно было формирование доходной части этого бюджета. Пик бюджетных расходов сбалансированных с доходами Тюменской области пришелся на 2012 год — 192 млрд. рублей, Югры — 171 млрд. рублей, Ямала — 147 млрд. рублей. Возможно ли повторение этого в ближайшем будущем?! Думаю, что нет!

Причины известны: продолжающаяся централизация доходной части в федеральном бюджете; увеличение НДПИ на газ, рост производственных и непроизводственных доходов компаний, влияющих на уменьшение налогооблагаемой базы компаний; нестабильная ситуация для инвесторов.

Окно возможностей, которое открылось после кризиса 2008 года уже исчерпано. И можно увидеть, какие субъекты смогли его использовать, чтобы привлечь «реальных» инвесторов, начать новые проекты направленные, в первую очередь, на создание новых высококвалифицированных рабочих мест, рост производительности труда и увеличения валового регионального продукта больше, чем на показатель инфляции. Заметны и те, кто в это время занимался простым освоением бюджетных средств, увеличивая и так разросшуюся бюджетную сеть и новую армию бюрократов.

Как вы оцениваете ситуацию в общем?

— Экономическое положение в стране сложное. Даже Глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев назвал затянувшуюся в стране стагнацию даже худшим, менее предсказуемым вариантом развития событий, чем острый кризис.

Проект федерального бюджета на 2014 год сверстан исходя из позиций «социальной жесткости». Сначала создаются приоритеты вроде «материнского капитала», а потом федеральные чиновники начинают обсуждать, не надо ли его упразднить. Происходит увеличение содержания федеральных чиновников всех рангов и правоохранительной системы. В очередной раз перед бюджетом не ставится реальных задач: ни ускорения экономического роста, ни структурной перестройки экономики, ни инновационного сдвига, ни решения социальных проблем.

Кроме этого предлагается залезть еще и в «пенсионный» карман работающих граждан.

Субъекты Российской Федерации вообще финансируются по «остаточному» принципу. Все субъекты, в том числе и на самом высоком уровне, открыто говорят о недопустимости принудительного снижения доходов регионов при таком же принудительном увеличении их расходных обязательств.

И в таких условиях, например Тюменский областной бюджет «съест» все, что копилось за последние три года. А ситуация на Ямале с увеличением НДПИ на газ впрямую приведет к снижению поступлений налога на прибыль от организаций. Югра вообще решила пойти на беспрецедентное увеличение долговых заимствований, до 70 млрд. рублей.

Что можно сделать в таких условиях?

— Во-первых, необходимо работать с федерацией по пересмотру межбюджетных отношений, выходить с инициативами по увеличению доходной базы бюджета через перераспределение нормативов по налогам, а не просто придумывать, как и где повысить ставки для граждан и загибающегося малого и среднего бизнеса. В чем это выражается? Например, группой депутатов областной думы, представляющих различные фракции, был подготовлен и внесен проект федерального закона, предполагающий перераспределение действующих нормативов по налогу на прибыль и зачисление существующих федеральных 2% в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, со всей серьезностью и ответственностью подойти к работе по повышению эффективности расходования бюджетных средств. На заседании Госсовета, которое состоялось 4 октября 2013 года, направления этой работы были определены. Считаю, что эта деятельность должна объединить все наработки, которые есть в Тюменской области, и, учитывая опыт других субъектов Российской Федерации по данному направлению, определить для себя конкретные механизмы определения эффективности предполагаемых расходов еще на стадии формирования как расходов на целевые муниципальные, окружные и областные программы, так и расходы годового бюджета в целом.

Недопустимо, чтобы многомиллионные социальные объекты, например железнодорожный вокзал в Нягани, больница на 1100 мест в Нижневартовске, детские сады в Сургуте строились и сдавались годами.

Чтобы жилые дома на Ямале в селе Мужи и в городе Надыме заселялись сразу после сдачи, а не зависели от бюрократии. НУЖНО резко повышать эффективность общественных финансов. Необходим и реальный общественный контроль.

Но в 2008 году финансовая ситуация хотя и была сложной, но страна вышла из нее с минимальными потерями, благодаря высоким ценам на нефть и газ.

— Нефть сама по себе не добывается и не транспортируется. За всем эти процессом стоят люди: геологоразведчики, буровики, нефтедобытчики, их семьи, учителя, медики, строители и т.д. Города большие и маленькие, поселки и деревни, многие из них сейчас называют моногорода. Нужно на любом уровне власти говорить о необходимости «новой индустриализации Западно-Сибирской нефтегазоносносной провинции», нужно увеличивать поисково-разведочное бурение, активнее вовлекать науку в поиск новых технологий добычи трудноизвлекаемой нефти, модернизировать и строить нефтехимические перерабатывающие производства.

Много ли новых инвестиционных проектов федерального масштаба было реализовано в последнее время в Югре и Тюменской области? На слуху только компания «Сибур» в Тобольске, запуск Бованенковского газового месторождения на Ямале и начало строительства завода СПГ и морского порта на полуострове Ямал. России нужны новые высококвалифицированные и технологичные рабочие места и именно это совместно с природными ресурсами позволит стране совершить новую индустриальную-технологичную революцию.

Нужно писать не документы, чем занять в будущем жителей нефтегазовых малых городов и поселков, а задуматься о Стратегии и скорейшем комплексном освоении ресурсной базы Западной Сибири до 2050 года. Именно она сегодня является геополитическим центром России, формируя подавляющую часть федерального бюджета, именно за счет нее возможен новый экономический рост в стране с минимальными вложениями и быстрой отдачей.

"